Искусство из денег
В своем исследовании, рассчитанным на самую широкую публику, Пирошка Досси пытается раскрыть секреты системы, которая позволяет художникам зарабатывать миллионы и заставляет простых смертных возмущаться по поводу этих самых миллионов, полученных вроде как "ни за что". Профессионально привлекая данные из сферы экономики, социологии, психологии и истории искусства, Досси анализирует сам феномен торговли "вечными ценностями", суть этих самых "вечных ценностей", а также те изменения, которые происходят с данным рынком в свете технического и социального прогресса. По мнению автора, в наши дни, когда предметы искусства стали символами статуса, а мастерство автора перестало быть основным критерием оценки, исследовать механизмы круговорота шедевров и процесс ценообразование становится намного интереснее, чем в "классическую" эпоху. Иронический трактат о том, как формируется стоимость арт-объектов и как функционирует самый субъективный и странный из рынков - рынок совриска - must have для всех интересующихся темой европейцев.
Искусство и деньги: могут ли они существовать друг без друга?
В эпохи Средневековья и Возрождения в христианской Европе отношение к деньгам было предосудительным, однако, столь насущная тема возникала в живописи и литературе. Деньги обличались, а праведный христианин стоял перед выбором деньги или вечная жизнь? Журнал об искусстве The Status Symbol публикует одно из самых известных в мировой истории стихотворение XV века неизвестного средневекового автора, посвященное деньгам, под названием «Обличение денег».
Когда на очередном международном аукционе бьется очередной рекорд стоимости произведения искусства, широкие слои населения реагируют более или менее однозначно: «Деньги им девать некуда! В том смысле, что вбухать-то миллионы во что-нибудь убыточное совсем не проблема, а вот вложить их с неимоверной прибылью сумеет далеко не каждый. Между тем мифология современного арт-бизнеса базируется как раз на том, что здесь уровень доходности едва ли не выше, чем в любой другой легальной сфере инвестиций. Вот и тянутся богачи со всей планеты на торги в Нью-Йорк или Лондон, чтобы «правильно вложиться», а заодно прослыть людьми продвинутыми и не чуждыми коллекционерской страсти Хочется верить, что за написание своей книги Пирошка Досси — критик, арт-консультант и по совместительству жена известного немецкого художника Уго Досси — взялась ради изобличения и развенчания этого «гнилого мирка» с его фальшивыми ценностями.
Флагман поп-арта Энди Уорхол в своё время утверждал, что «делать деньги» — это и есть искусство. Похоже, что самый видный и высокооплачиваемый британский художник, Дэмьен Хёрст, воспринял это слишком прямолинейно, ведь в последние годы основная интрига искусства Хёрста, похоже, и состоит в том, чтобы узнать, сколько же люди готовы заплатить за его работы. Впрочем, художники и дизайнеры могут давать деньгам ещё одно воплощение, ещё одну жизнь, в прямом смысле перерабатывая банкноты и монеты в свои произведения. Таких примеров существует множество, но из общей массы выделяются те, чей контекст несколько шире заурядной критики капитализма, а манера исполнения свидетельствует о подлинной технической виртуозности. С наступлением года в Латвии появилась плодотворная почва для расцвета подобного искусства, ведь в обращение вступила новая государственная валюта, практически обесценив прежние деньги.